Проект "Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения"
Проект "Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения"
Проект
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
(Федеральный центр науки и высоких технологий)
МЧС России
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Москва, 2013 г.
Оглавление
«Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
(Федеральный центр науки и высоких технологий)
МЧС России
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Москва, 2013 г.
Термины и определения.
1. Общие положения.
2. Общие требования.
3. Оперативные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
Термины и определения
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования)- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Критически важные объекты - это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Нештатная ситуация - сочетание условий и обстоятельств при эксплуатации технических систем, отличающихся от предусмотренных проектами, нормами и регламентами и ведущих к возникновению опасных состояний в технических системах.
Оперативная оценка обстановки - своевременное выявление и идентификация опасности, возможных ее источников, определение вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и оценка их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых достигается существенное снижение рисков и уменьшение масштабов ЧС природного, техногенного характера, а также последствий реализации военных опасностей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Вводимые термины и определения
Информация о ЧС – сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.
Оповещение населения - доведение до населения сигналов и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правилах поведения и способах защиты в данной ситуации.
Информирование населения - доведение до населения информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по любым средствам массовой информации.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения для доведения сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения в автоматическом режиме.
Зона экстренного оповещения - территория подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.
Сигналы оповещения – специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.
1. Общие положения
1.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения для доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения в автоматическом режиме.
1.2. Основной задачей комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, правилах поведения и способах в такой ситуации.
1.3. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна функционировать на следующих уровнях:
- федеральном;
- межрегиональном (в границах федерального округа);
- региональном (в границах субъектов Российской Федерации);
- муниципальном (в границах муниципального образования);
- объектовом.
2. Общие требования
2.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне должна обеспечивать:
- автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) федерального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированной системы оповещения федерального уровня;
- оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации);
- оповещение населения Российской Федерации при возникновении ЧС федерального масштаба путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения межрегионального, регионального и муниципального уровней.
2.2. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на межрегиональном должна обеспечивать:
- автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем РСЧС межрегионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированной системы оповещения межрегионального уровня;
- оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управление МЧС России по субъектам Российской Федерации входящим в соответствующий Федеральный округ;
- оповещение населения Российской Федерации проживающего в границах Федерального округа при возникновении ЧС межрегионального характера путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения регионального и муниципального уровней.
2.3 . Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на региональном уровне должна обеспечивать:
- автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем РСЧС регионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
- оповещение руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах;
- оповещение всего населения и каждого человека, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при ЧС регионального и межмуниципального характера, и в первую очередь находящегося в зонах экстренного оповещения.
2.4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне должна обеспечивать:
- автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем РСЧС муниципального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
- оповещение руководящего состава и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах (далее - СОУЭ);
- оповещение всего населения и каждого человека проживающего на территории соответствующего муниципального образования, и в первую очередь находящегося в зонах экстренного оповещения.
2.6. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций объектового уровня должна обеспечивать:
- автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обработка в автоматическом и автоматизированном режимах поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированными системами оповещения объекта, в т.ч. СОУЭ;
- оповещение руководящего состава организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- оповещение руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов);
- оповещение населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов).
3. Оперативные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
3.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать круглосуточное функционирование и постоянную готовность к применению по предназначения во всех режимах функционирования РСЧС.
3.2. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать своевременное, гарантированное и достоверное доведение информации, сигналов оповещения и экстренной аудио – видео информации оповещения до населения Российской Федерации.
3.3. Общее время доведения сигналов и экстренной информации оповещения до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения:
- на региональном и муниципальном уровнях - не более 5 минут;
- на объектовом уровне - не более 1 минуты.
3.4. Управление комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должно осуществляться на федеральном, межрегиональном и региональном уровне не менее, чем с трех центров оповещения одного уровня. На муниципальном и объектовом уровнях с пунктов оповещения.
3.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
3.6. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности.
4. Технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
4.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать следующие режимы передачи информации и сигналов оповещения:
- циркулярный;
- циркулярный по заранее установленным программам;
- избирательный в пределах одного уровня комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- избирательный (через один или два уровня) по заранее установленным программам.
4.2. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях управления должны быть технически и программно интегрированы).
4.3 Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна функционировать как централизованно, так и децентрализовано на всю глубину системы.
4.4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать обмен информацией между уровнями автоматическим, автоматизированным, ручным способом и в диалоговом режиме.
4.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций всех уровней должна обеспечивать передачу и прием подтверждения о переданных сигналах и информации оповещения.
4.6. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать оповещение населения регионального, местного и объектового уровней по следующим сетям связи и оповещения:
- передачу информации и сигналов оповещения;
- электросиренного оповещения;
- FM, УКВ-ЧМ (радиовещания);
- телевизионного вещания;
- уличной звукофикации;
- сотовых операторов связи, в том числе с использованием технологий Cell Broadcast и LiveScreen;
- стационарной телефонной связи общего пользования;
- сетям проводного вещания (при их наличии);
- интернет на индивидуальные устройства абонентов (стационарные и мобильные);
- объектовой связи и оповещения, в т.ч. СОУЭ.
4.7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать:
- сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем РСЧС, обработку в автоматическом и автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированной системы оповещения;
- автоматическое отображение и документирование предаваемых сигналов и информации оповещения, данных и подтверждений об их приеме;
- документирование действий оперативного дежурного по управлению системой оповещения;
- возможность установки приоритетов центров (пунктов) оповещения одного уровня;
- возможность передачи информации и сигналов и оповещения на все уровни системы;
- дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
- ввод экстренной информации оповещения в систему с автоматизированных рабочих мест (АРМ) комплексов технических средств оповещения (КТСО) центров (пунктов) оповещения;
- передачу заранее записанных аудио сообщений или с микрофона;
- при передаче условных сигналов и буквенно-цифровых сообщений;
- ввод экстренной аудио – видео информации оповещения в систему из теле – радиовещательных студийных комплексов различных уровней.
4.8. Требования к сопряжению комплексной системе экстренного оповещения населения с системами оповещения и управления эвакуации при пожарах.
4.8.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна иметь программно-техническое сопряжение с СОУЭ на объектовом уровне.
4.8.2. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна иметь возможность передачи сигналов и информации оповещения (в том числе сигнала Внимание всем!») на оконечные средства СОУЭ.
4.9. Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с программно-техническими комплексами систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.
4.9.1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать прием и обработку информации о ЧС, поступающей от терминальных комплексов систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.
4.9.2. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна иметь программно-техническое сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем мониторинга на всех уровнях.
4.9.3. Ввод данных от систем мониторинга в комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должен осуществляться в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на ее задействование.
4.9.4. Сопряжение комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и системами контроля должно обеспечивать, как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования.
4.9.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать на региональном, местном и объектовом уровнях вероятностные характеристики передачи/приема сигнала оповещения должны соответствовать показателям таблицы 1.